Двигатель ЗМЗ 405
Двигатель ЗМЗ 405
Семейство моторов 405 появилось в 2000 году и стало дальнейшим развитием первого заволжского 16-клапанного двигателя 406. В отличие от предшественника, агрегат изначально разработан под использование исключительно инжекторной системы питания. Электронный впрыск топлива стал основой повышения мощности и экономичности двигателя, но в основу всё же была положена экология. Предстоящее внедрение норм защиты окружающей среды Евро-2 и Евро-3 потребовало особых мер.
Конструктивные особенности двигателей
Рядные четырёхцилиндровые моторы 405, по сравнению с 406, обладают увеличенным рабочим объёмом, что достигнуто изменением диаметра поршней с 92 мм до 95,5. Многое в моторе сохранилось без изменений, это чугунный блок цилиндров, алюминиевая головка, цепной привод газораспределения. Натяжение цепей поддерживается автоматически двумя гидроцилиндрами.
Основные доработки были выполнены с появлением двигателей 40524 и 40525, для легковых и грузовых моделей ГАЗ соответственно. Нормы Евро-3 потребовали появления электронной педали акселератора, новой, невзаимозаменяемой головки блока, металлической прокладки под ней, более современной ременной передачи к вспомогательным агрегатам. Увеличилась надёжность двигателей, владельцы Газелей признают, что ремонт мотора стал чуть дороже, но и требуется он значительно реже.
Мощность двигателя превысила 150 лс при оборотах 5200 в минуту. Крутящий момент составляет примерно 210 Нм.
Основные достоинства ЗМЗ 405
Моторы достаточно долговечны, и при своевременном обслуживании с применением качественных расходников и комплектующих способны пройти более 250 тысяч километров даже в тяжёлых условиях применения на развозных грузовиках Газель. Важно вовремя заменять детали цепного привода распредвалов, поскольку хотя мотор и не допускает встречу клапанов с поршнями, но способен погнуть клапаны один о другой при одновременном открытии впуска и выпуска. Такое возможно при грубом нарушении фаз из-за предельного износа цепей.
Удельные показатели двигателей не очень высоки, но при этом мотор хорошо управляется, несмотря на некоторые задержки отклика на педаль, что связано с особенностями электронного привода дроссельной заслонки. Расход топлива и масла умеренный, хотя экономика грузового транспорта и привела к постепенному вытеснению с рынка бензиновых двигателей в пользу дизелей.
Тем не менее, простота устройства и ремонтопригодность 405 двигателя, совместно с достаточно простым его усовершенствованием под нормы Евро-4, позволяет ему успешно конкурировать с более перспективными моторами, которые обходятся перевозчикам значительно дороже. А модификация 409, отличающаяся только увеличенным объёмом и другим коленчатым валом, пока безальтернативно используется на внедорожниках УАЗ.